Nemutsch - сайт для учителей немецкого языка




Чем отличаются цели от задач? Печать
Методика

При составлении плана занятия первой трудностью для учителя становится определение целей и задач урока. Учитель может сформулировать, чего он хочет достичь в результате своей деятельности, но подчас не знает цель это или задача. В книгах для учителей нередко возникает путаница - в одной написано одно, в другой - другое. Давайте разберемся!

Цель обучения – заранее планируемый результат деятельности по овладению языком, достигаемый с помощью различных приемов, методов и средств обучения. (Щукин)

Цель – это идеально представленный результат деятельности. То есть то, что хочет получить учитель в результате своих усилий.

Задачи обучения – это объективное отражение целей обучения применительно к конкретному этапу и условиям занятий. В рамках одной и той же цели могут решаться разные задачи обучения. Это «средства для достижения цели» (Щукин)

Виды целей и задач обучения:

1) практическая цель предполагает овладение языком как средством общения, а также ряда общественных умений (умение работать с книгой, логично и последовательно излагать свои мысли, делать учебные записи, пользоваться современными технологиями обучения), обеспечивающих эффективность овладения языком в заданных параметрах.

Включает задачи:
а) предметные задачи (ситуация общения; коммуникативные компетенции; сферы общения: бытовая, учебная, официально-деловая, социокультурная, профессиональная; темы общения: семья, учеба, здоровье, досуг и др.)
б) общеучебные задачи (использование технических средств обучения (ТСО), работа с книгой, умение излагать мысли, умение делать записи)
в) языковые задачи (синтаксис, морфология, словообразование, грамматика, лексика, фонетика)
г) профессиональные задачи (оценочные, контактноустанавливающие, инновационные, регулятивные)
д) социально-культурные (достигаемые на занятиях по страноведению и лингвострановедению)
е) речевые задачи (аудирование, говорение, чтение, письмо, перевод)

2) общеобразовательная цель предполагает использование изучаемого языка для повышения общей культуры учащихся, расширения кругозора, знаний и стране изучаемого языка и – посредством языка – об окружающем мире в целом.

Включает задачи:
а) приобретение знаний о стране изучаемого языка,
б) расширение лингвистического кругозора через страноведческую информацию, которую хранит изучаемый язык,
в) приобщение к иноязычной культуре

3) воспитательная цель реализуется через отношение обучающегося к языку и культуре его носителей и предполагает решения задач, обеспечивающих формирование: уважительного отношения к языку, другой культуре, народу; толерантности и т.д.

4) развивающая цель проявляется в деятельности преподавателя, направленной на развитие языковых способностей учащихся, культуры речевого поведения, общеучебных умений, интереса к изучению языка, свойств личности (положительные эмоции, волевые качества, память и др.)

5) стратегическая цель заключается в формировании вторичной языковой личности, то есть такого уровня владения языком, который присущ носителю языка (языковой личности)

Важно также отметить, что при формулировании целей, нужно ответить на вопрос «что?», а при формулировании задач «что делать?». Например, цель – ознакомление с некоторыми популярными немецкими журналами; задачи – учить читать публицистические тексты, учить просмотровому и поисковому чтению и т.д.

У наших коллег, некоторых учителей математики, есть очень интересная практика использования условных обозначений для целей и задач урока. Таким образом, один раз составив и «зашифровав» цели и задачи, в начале написания плана урока они просто проставляют нужные «шифры». Список же всех обозначений можно найти в конце рабочей папки. Это экономит время при подготовке к уроку.

Литература:
Щукин А.Н. Обучение иностранным языкам. -М.:Филоматис, 2004

Свои предложения и комментарии Вы можете опубликовать ниже.




 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Вместе с этим читают: